
Наполнение лагерей и тюрем инженерами, техниками, химиками и т.д. естественно вело к их значительной убыли на воле и привлечению внимания к этой особой группе заключенных высокого начальства. 15 мая 1930 г. появился особый Циркуляр, подписанный председателем ОГПУ Ягодой и председателем ВСНХ Куйбышевым, который предлагал «…использовать вредителей …таким образом, чтобы работа их проходила главным образом в помещении органов ОГПУ. …Оказывать им содействие в деле постановки опытных работ…». Но, фактически к этому времени первое тюремное конструкторское бюро уже существовало. Попавших в разряд «вредителей» специалистов по самолетостроению и авиадвигателям ОГПУ сосредоточило в Бутырской тюрьме, где они еще в декабре 1929 г. занимались конструированием новых самолетов. Циркуляр от 15 мая 1930 г. давал возможность широко использовать опыт Бутырской тюрьмы. Причем, инженеров – «вредителей» предполагалось использовать исключительно в области «производства новых средств вооружения армии и флота». Позже такие тюремные КБ были организованы в Москве, Ленинграде, Таганроге, Ростове, Казани.

В декабре 1929 г. в Бутырской тюрьме было организовано первое конструкторское бюро, где работали такие осужденные. Заключенные проживали там же. Главным конструктором ОКБ был назначен Д.П. Григорович, а его заместителем Н.Н. Поликарпов. Перед научным коллективом была поставлена задача разработать истребитель с двигателем воздушного охлаждения, который по своим характеристикам не должен уступать западным аналогам. В тюрьме не было возможности создать опытный образец, поэтому сразу же после завершения работы над чертежами всю группу перевели на охраняемые ангары авиационного завода №39 им. Менжинского, расположенного вблизи Центрального аэродрома. С этого времени конструкторское бюро стало называться Центральным конструкторским бюро — «ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского». На испытаниях истребитель из «шарашки» показал отличные характеристики и был сразу, без прохождения дополнительных процедур, пущен в серийный выпуск. Данная модель получила название И-5 и прослужила на вооружении Военно-воздушных сил (ВВС) больше 10 лет. В июле 1931 г. все конструкторы-заключенные были амнистированы.

Опыт Бутырской тюрьмы и «ЦКБ-39 ОГПУ им. Менжинского» привел к созданию целого ряда подобных «шарашек» — конструкторских и технических бюро. Так, в начале 1930-з гг. руководство Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) несколько раз обращалось в Политбюро с просьбой об освобождении арестованных специалистов. Но, вместо освобождения специалистов при НКПС было организовано Особое техническое бюро (ОТБ), где проектировали элементы, необходимые для реконструкции железнодорожного транспорта. К этой работе были привлечены осужденные специалисты. Похожая работа проводилась по реконструкции водного транспорта.

По некоторым сведениям в это же время в Суздале в национализированном Покровском монастыре было организовано Бюро особого назначения по разработке биологического оружия. На территорию монастыря были доставлены только что осужденные за «вредительство» микробиологи — профессор С.М. Никаноров, ведущие специалисты по чуме Н.А. Гайский и С.В. Суворов, микробиологи А. Вольферц и Д. Голов и др. Ученые занимались, прежде всего, работой с особо опасными инфекциями, в первую очередь чумой и холерой.
Летом 1930 г. в Ленинградском военном округе начало работы по конструированию подводных лодок техническое бюро при ОГПУ, в самом Ленинграде – ОКТБ-12 (Особое конструкторско-техническое бюро) – архитектурное бюро, использовавшее труд заключенных. Это ОТКБ разрабатывало внутреннюю отделку кабинетов и залов для правительства. В этом ОТКБ работал Николай Евгеньевич Лансере.

В июле 1930 г. на территории Балтийского завода было создано ОТБ при ОГПУ для разработки проектов подводных лодок. Техническим руководителем ОТБ был назначен А.Н. Асафов. Из Докладной записки И.А. Акулова Л.М. Кагановичу от 7.09.1931 г. «О деятельности конструкторских бюро при ОГПУ» можно узнать, что в этом ОТБ работали 54 человека – в основном «члены и руководители антисоветских организаций, шпионы и диверсанты», которые разрабатывали «…серию подводных лодок новейшей конструкции».
Увеличение масштабов использования заключенных-специалистов привело к появлению специального отделения при Экономическом управлении (ЭКУ) ОГПУ — приказ ОГПУ №160/96 от 1 апреля 1931 г. вводил в состав ЭКУ пятое Специально-техническое отделение, которое должно было организовывать труд заключенных-специалистов.
За годы существования этого феномена только в Москве и Московской области было открыто 16 подобных учреждений, а на всей территории Советского Союза исследователь из Казани Р.Т. Нуриев обнаружил 38 «шарашек», не считая трех немецких, расположенных в советской зоне оккупации на территории Германии.
В середине 1930-х гг. использование интеллектуального труда заключенных почти прекратилось. Были закрыты основные технические и конструкторские бюро при НКВД.
В 1939 г. идею «шарашек» значительно развил новый руководитель НКВД СССР Л. П. Берия. 10 января 1939 г. он подписал приказ № 0021 «Об организации особого технического бюро». В нем четко определялось, что данная структура функционирует при НКВД и предназначена для использования заключенных, имеющих специальные технические знания и вольнонаемных для технической поддержки проектов. В 1939 г. Л. Берия писал в отчете И. Сталину: «Организованное в 1938 году при НКВД СССР Особое техническое бюро в настоящее время состоит из семи основных производственных групп: 1) самолётостроения, 2) авиадизелестроения, 3) судостроения, 4) артиллерии, 5) порохов, 6) отравляющих веществ, 7) броневых сталей. В указанных группах работают 316 специалистов, арестованных органами НКВД в период 1937– 1938 годов за участие в антисоветских, вредительских, шпионско-диверсионных и иных контрреволюционных организациях…».

Одним из первых было организовано Болшевское ОТБ. В небольшой лагерь под Москвой, недалеко от поселка Болшево, уже в 1938 г. стали собирать заключенных – специалистов, ученых. Это был своего рода сортировочный пункт, откуда людей направляли в созданные под эгидой НКВД конструкторские бюро различных профилей. Кроме авиационных инженеров там оказались доставленные из тюрем специалисты по подводным лодкам (группа Кассациера и Дмитриевского), по торпедным катерам (группа Бжезинского), по артиллерийскому вооружению и боеприпасам (группа Беркалова). В апреле 1939 г. из Бутырской тюрьмы доставили «руководителя антисоветской вредительской организации и агента французской разведки» А. Н. Туполева, а в 1940 г. привезли чудом не погибшего за год пребывания на Колыме «участника троцкистской вредительской организации» С. П. Королева.
После выхода приказа «Об организации особого технического бюро» в Болшево было создано четыре основные группы: авиационная группа, артиллерийская группа и химики-пороховики, морские специалисты — надводные и подводные корабли.
Авиационная группа была самая многочисленная и состояла из специалистов, арестованных еще в 1937 году, из которых было образовано четыре КБ:
- КБ-1, возглавлял Петляков В. М. (50 человек, из них 25 человек в июле 1940 года были освобождены), работали над проектом самолета, шифр «100» (будущий Пе-2).
- КБ-2, возглавлял Мясищев В. М., его заместитель — Изаксон А. М., разрабатывали будущий бомбардировщик, проект «102».
- КБ-3, возглавлял Туполев А. Н. (конец 1938 года — 17 человек, в апреле 1939 года прибыло еще 7 человек), продолжали работать по проекту «103» (будущий Ту-2), деревянный макет которого в натуральную величину был изготовлен на территории лагеря.
- КБ-4, возглавлял Томашевич Д. К., разрабатывался проект истребителя «110».
Во второй половине марта 1939 года группы Петлякова и Мясищева переводят в Москву, где в здании КОСОС (построено Туполевым в начале 1930-х годов) образовано авиационное КБ.
Морская группа состояла из специалистов, одна группа которых разрабатывала проект подводной лодки с дизельным двигателем, работающем по замкнутому циклу, т. е. без притока внешнего воздуха (кислорода). Во главе ее стояли Кассациер и Дмитриевский. Вторая группа занималась ныряющими торпедными катерами, возглавлял эту группу Бжезинский В. Л., Алякринский Н. В., Алякрицкий Б. Е., Барановский С. О., Бекаури В. И., Белевич А. И., Волынский С. В., Гернет Е. С., Гончаров Л. Г.. В конце 1939 года группа арестованных специалистов была переведена на строительство завода в Северодвинске (Молотовск).
Артиллерийская группа специалистов разрабатывала проект 120-мм гаубицы. Негласно руководил этой группой конструктор артиллерии русского флота Е. А. Беркалов. Артиллерийская группа впоследствии была переведена в ленинградские «Кресты».
И наконец, четвертая группа специалистов занималась порохами. Возглавлял ее Бакаев А. С. — изобретатель порохов. Под его руководством работали инженеры-химики: Гальперин Д. И., Спориус А. Э., Пашков Б. И., Лясоцкий В. А. и Хринитин Ф. М. (разработчик пороха для «Катюши»).
Персоналии:
Алефтина Александровна Вольферц родилась в 1900 г. в г. Астрахань. Врач-бактериолог. Первый арест и осуждение в 1930 г. Вторично арестована в 1938 г. Осуждена по обвинению «в вредительстве и терроризме» на 10 лет лагерей. В 1943 г. определением Военной коллегии Верховного суда СССР дело прекращено за не доказанностью состава преступления.
Валериан Степанович Дмитриевский родился в 1902 г. Закончил кораблестроительное отделение Военно-морского инженерного училища. В 1937 начальник подводного отдела Главного управления кораблестроения ВМФ РККА, военинженер 1 ранга. Арестован в 1937 г. В заключении — сотрудник Особого конструкторского бюро №196 НКВД, главный конструктор и испытатель экспериментальной подводной лодки «Редо» с единым двигателем замкнутого типа «ХПИ».
Погиб в 1942 г. во время испытаний лодочной энергетической установки. За изобретение этой энергетической установки ему была присуждена Сталинская премия в 1948 году. Реабилитирован в 1956 году.
Литература:
- Архив А. Яковлева // URL: https://alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/1026800 (дата обращения: 10.06.2020).
- Болшевская шарашка (г. Королев). Топография террора. Г. Москва // URL: https://topos.memo.ru/en/node/58 (дата обращения: 10.06.2020);
- Гладышев В., Калих А. «Он напоминал самолет, который не просит посадки». Воспоминания о Леониде Липатове, заслуженном строителе России, Герое Социалистического Труда, почетном гражданине Перми // Годы террора: Книга памяти жертв политических репрессий. Часть 6, том 4. – Пермь, 2012. С.38-45;
- Дмитриевский В.С. Электронный архив научно-информационного центра «Фонд Иоффе» СПб // https://arch2.iofe.center/person/12545 (дата обращения 20.06.2020);
- Использование труда осужденных в органах ОГПУ СССР. Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии О.Б. Мозохина // URL: https://alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-intro/1026790 (дата обращения 06.06.2020);
- Малых В. Болшевская «шарашка» // Калининградка. Газета калининградская правда города Королёва. №28 (18492), 17 марта 2016. URL: http://kaliningradka-korolyov.ru/upload/uf/9f2/9f2761a9256bdb00c8ebe3730baea809.pdf. (дата обращения: 10.06.2020);
- Мальцева О.А. Сталинские авиаконструкторские «Шарашки» // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stalinskie-aviakonstruktorskie-sharashki (дата обращения: 20.06.2020);
- Нуриев Р. Т. Особые конструкторские и технические бюро («шарашки») г. Казани в 1940-х гг. По мемуарам и свидетельствам современников // РСМ. 2018. №4 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-konstruktorskie-i-tehnicheskie-byuro-sharashki-g-kazani-v-1940-h-gg-po-memuaram-i-svidetelstvam-sovremennikov (дата обращения: 10.06.2020);
- Нуриев Р.Т. Появление первых особых конструкторских бюро в пенитенциарной системе Советского Союза // Казанский вестник молодых учёных. 2019. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poyavlenie-pervyh-osobyh-konstruktorskih-byuro-v-penitentsiarnoy-sisteme-sovetskogo-soyuza (дата обращения: 20.06.2020);
- Старикова О.Н. К вопросу организации в СССР Особых технических бюро, использовавших труд заключенных (конец 1920-х – 1950-е годы) // Вестник Московского университета МВД России № 12, 2009 г. С.124-128.
- Шевырин С. Пермские «шарашки» // Годы террора: Книга памяти жертв политических репрессий. Часть 6, том 4. – Пермь, 2012. С. 114-118;
- Шевырин С.А. Репрессированные конструкторы // Город Пермь в промышленном развитии россии: исторический опыт и современный потенциал. Материалы научно-практической конференции. Пермь, 2018. С. 239-246;
- Шевырин С.А.. Нечаев М.Г. Эвакуация из Ленинграда в Молотовскую область // ПОБРАТИМЫ. Регионам, принявшим жителей блокадного Ленинграда, посвящается. Москва, 2019. С. 515-546.