Взаимоотношения Советской власти и интеллигенции всегда были очень сложными. В.И. Ленин определял интеллигенцию непечатными выражениями, интеллигенция часто критично относилась к власти и режиму. Имеющие власть большевики критику в свой адрес интерпретировали как «антисоветскую агитацию» и после массовых высылок интеллигенции из страны в начале 1920-х г., перешли к травле «спецов» и арестам «специалистов-вредителей». В результате «Шахтинского дела» в 1928 г. десятки специалистов – инженеры, механики, техники были обвинены в создании контрреволюционной вредительской организации и осуждены. После слов Сталина на апрельском пленуме 1929 г. – «Шахтинцы сидят теперь во всех отраслях нашей промышленности» по всей стране начались поиски вредителей среди интеллигенции. Так, только за 1931 г. ОГПУ было осуждено 1152 инженера за якобы «вредительство».
Репрессии против специалистов коснулись пермяков и жителей Перми. Так, известный ученый-гидрограф, полковник российской армии и уроженец пермской губернии – Д.Ф. Котельников был арестован в 1929 г. и осужден к 10 годам концлагерей.
Репрессии эпохи «Большого террора» задели сотни тысяч людей, в том числе большое количество технической интеллигенции. Среди них были инженеры и конструкторы авиамоторного завода №19. Несколько партий пермских моторов не прошли испытания, что было интерпретировано НКВД как «умышленный срыв освоения и запуска в серийное производство новых типов мощных авиадвигателей». Все конструкторы получили по 10 лет ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей) как «враги народа и вредители», но были отправлены в распоряжение Четвертого спецотдела НКВД, т.е. в тюремные конструкторские бюро. Так, «вредитель» М.С. Владимиров продолжил конструирование авиационных моторов в Казанском КБ, Ф.В. Концевич стал старшим конструктором подмосковного КБ (Тушино), Д.М. Дроздик после нескольких лет лагерных скитаний попал в Ленинградское ОКБ.
Но далеко не все осужденные научно-технические работники попадали в лагерные «шарашки». Так, например, Баранов Арон Генрихович, инженер-механик авиамоторного завода №19, награжденный орденом «Красная Звезда» за изобретения в авиамоторостроении, был осужден в 1936 г. по 58 статье, отправлен в Ухтпечлаг, где умер на лесоповале в 1938 г.